Консультации для родителей


Возрастные особенности у детей 6-7 лет






Возрастные особенности у детей 5-6 лет







Возрастные особенности у детей 3-4 лет





Возрастные особенности у детей
2-3 лет




Режим дня
























Рекомендации родителям, воспитывающих детей с задержкой психического развития 

1. Избегать гиперопеки, когда за ребенка делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам, считая его маленьким. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». 

2. Не завышать требования. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

 3. Развивайте навыки постепенно, начиная с самых простых - тех, которыми ребѐнок уже обладает, и заканчивая сложными. Рисование, лепка, аппликация - все эти занятия помогают развивать координацию, концентрацию, внимание. 

4. Внимательно отнестись к организации труда и отдыха ребенка, чтобы сохранить работоспособность и не нанести вреда здоровью. 

5. Помогать познавать ребенку и понимать окружающий мир с помощью общения: интересные и увлекательные рассказы взрослых, а затем можно задать вопросы о том, что нового узнал ребенок.

 6. Познавательная активность, стремление к умственному труду должны формироваться на легком, доступном и интересном для ребенка материале. 

7. Физическое развитие. Физические упражнения улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, тонизируют деятельность центрального и периферического отделов нервной системы, положительно влияют на состояние костно-мышечного аппарата. Все это содействует улучшению общего состояния организма ребенка, повышению его умственной и физической работоспособности, поднятию компенсаторных возможностей центральной нервной системы. Такая активизация деятельности всего организма и, в первую очередь, центральной нервной системы является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков детей с ЗПР.

 8. Консультация специалистов.

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию 

1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал. 

2. Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности. 3. Помощь должна носить своевременный и разумный характер. 

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься (мама/папа/бабушка/дедушка). 

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. 

6. Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние ребѐнка (здоровье/настроение). 

7. При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно. 

8. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог. 

9. Занятия должны быть регулярными. 

10.Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов. 

11.Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. 12.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

 13.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны 

14.Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности. 

15.Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога. 

16.Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей. Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения: 

1. Развитие мелкой моторики: 

 Графические упражнения 

 Прописи

 Лепка 

 Рисование 

 Пальчиковая гимнастика 

 Оригами 

2. Развитие внимания:

  выкладывание узора из мозаики; 

 выкладывание фигуры из палочек по образцу;

  исключение лишнего; 

 нахождение различий в двух похожих картинках; 

 нахождение двух одинаковых предметов среди множества; 

 нанизывание бусинок по образцу;

  срисовывание по клеточкам; 

 нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается). 

3. Развитие восприятия:

  Различать цвета и их оттенки. 

 Различать форму предметов и геометрические фигуры.

 Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.

  Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте). 

 Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже). 

 Сравнивать до 10 предметов, различных по величине. 

 Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки). 

 Различать и называть части суток, их последовательность. 

 Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. 

 Знать дни недели, месяцы года. 

4. Развитие памяти: 

 Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю; 

 Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?; 

 После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию; 

 После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место; 

 Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице; 

5. Развитие мышления: 

 Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия. 

 Описывать различные свойства окружающих его предметов. 

 Узнавать предметы по заданным признакам.


 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РАС» 

    Что ни в коем случае не должны делать родители детей с расстройством аутистического спектра. Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответственности, ожидания и надежды. Влияние фактора семьи на жизнь любого человека нельзя недооценивать. А в случае семей, где дети с расстройством аутистического спектра, он играет ведущую роль. Цель родителей — создать такой стиль воспитания, при котором раскроются способности и будут поняты будущие возможности. Данный текст предлагает родителям советы, направленные на улучшение качества взаимоотношений. 

1. Не пренебрегайте личной психической гигиеной. Психическое состояние родителей оказывает существенное влияние на жизнь и здоровье ребёнка. Неуравновешенность, неврозы, стрессы, травмы и т.п. препятствуют установлению контакта. Снижают внимание к нуждам ребёнка. Не дают объективно оценить ни его потенциал, ни актуальные потребности. Доброжелательная атмосфера в семье существенно повышает шансы детей с аутизмом к адаптации в социуме. Примеры: а) Крики и ругань в семье могут напугать ребёнка с РАС, вызвать у него истерику. б) Раздражительность родителя повышает тревожность ребёнка, вследствие чего он опять же больше склонен к срывам и больше уходит в себя. 

2. Не отождествляйте себя с ребёнком. Слияние опасно как для родителей, так и для детей. При таком положении дел родитель болезненно воспринимает любое отклонение от ожиданий, которые он питает в отношении ребёнка, переживает его неудачи как свои собственные. Ребенок под гиперопекой испытывает проблемы с приобретением навыков самостоятельного обслуживания, что в дальнейшем отрицательно скажется во взрослой жизни. Разумный подход в данном случае — обучение, а не обслуживание. Примеры: а) Ребёнок с РАС не умеет завязывать шнурки: родитель должен неоднократно показать алгоритм, затем совместно осуществлять шнурование до тех пор, пока ребёнок не научится сам, плохим вариантом будет делать это за ребёнка постоянно. б) Ребёнок не умеет посещать магазин и делать покупки: обучайте его методом мелких шажков — сперва научите брать один нужный продукт, затем несколько, потом покажите процесс оплаты покупок, отправьте за продуктами или вещами по списку, обязательно будьте на связи (вдруг у ребѐнка возникнут вопросы). 

3. Не забывайте о необходимости самообразования. Регулярное чтение научных работ специалистов в области расстройства аутистического спектра, личных блогов и форумов родителей, воспитывающих таких же детей, может быть полезно. При этом важно помнить, что необходим системный подход, а не хаотичное перебирание различных вариантов на основе чужого положительного опыта. В первую очередь нужно ориентироваться на вашего конкретного ребѐнка и его характеристики. Если они не полностью вписываются в группы, предложенные, например, Л.Уинг или О.Никольской, комбинируйте методики, исходя из реакций ребѐнка. Примеры: а) Не копируйте слепо чужие способы воспитания, понаблюдайте за вашим ребѐнком и найдите действенные для него методы.

 4. Не игнорируйте сильные стороны ребѐнка с РАС. Любые родители и дети — разные личности с различающимися наборами способностей. Ребѐнок с аутизмом — это еще и наличие иного когнитивного стиля. Специальные интересы могут стать профессией. В любом случае поощряйте их, будьте уважительны и конкретны. Ваша задача — помочь понять будущие действия, а не обесценить занятия ребѐнка. 

Примеры: 

а) Ребѐнок много времени проводит с буквами: предложите ему клавиатуру и научите печатать, в этом случае, если он не станет писателем, то сможет набирать данные. 

б) Ребѐнок интересуется рисованием: поддержите его, устройте в студию, пригласите учителя и т.д., даже если в итоге из него не вырастет великий художник, то вполне может получиться иллюстратор, специалист по векторной графике и т.д.

5. Не занимайтесь насильственной социализацией ребенка с РАС. Навыки вступать в коммуникации, поддерживать их, устанавливать взаимные связи сложны для аутичных людей в любом возрасте. Неудачи в данной области ведут к замкнутости, тревожному расстройству личности и депрессии. Любое хождение в коллектив сверстников должно вызывать у ребѐнка удовлетворение, а не истерику или перегрузку. 

Примеры: 

а) Не стесняйтесь подойти вместе с ним к детям на площадке и попросить их принять его в игру, но если ребѐнок испытывает дискомфорт, то лучше поиграйте с ним вдвоѐм или дайте ему заняться чем-то самостоятельно.

б) Не ставьте цель добиться зрительного контакта — дети с РАС прекрасно обходятся без него, принуждение не повысит их внимание, а вызовет тревогу. 6. Не отмахивайтесь от сенсорных особенностей ребѐнка Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности вашего ребѐнка в этой области. Представьте, что всѐ вокруг вас орѐт на самом высоком уровне громкости, слепит, давит. Это то, что ощущает и осознаѐт ваш ребѐнок. Ваша задача — облегчить ему это состояние. Примеры: а) Ребѐнок закрывает уши или глаза — это признак перегрузки, затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио), если вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребѐнка. 

б) Одежда тоже может вызывать перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала (шѐлк, шерсть), если ребѐнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать, приобретите одежду из других материалов и другого размера.

 7. Не применяйте физическое насилие. Наказание ремнѐм, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжѐлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий. Советы родителям детей с РАС. Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребѐнка соблюдали следующие рекомендации: Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребѐнок уже будет подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребѐнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребѐнка. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребѐнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша. Посещать занятия со специалистами. За любой успех ребѐнка надо поощрять. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному. Перспективы детей с РАС. Что же ждѐт в дальнейшем ребѐнка, имеющего аутистический синдром? Полностью преодолеть этот дефект нельзя, можно максимально постараться его сгладить, чтобы он был, как можно менее заметен. Точного прогноза никто дать не сможет. Всѐ зависит от степени тяжести аутистического расстройства и от того, насколько рано стала проводиться коррекционная работа. Поведение детей с РАС довольно специфично, и даже при успешной интеграции в социум аутистичные черты всѐ равно останутся, просто не будут ярко выраженными. Может быть, ребѐнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребѐнок с РАС очень нуждается в поддержке.


Консультация для родителей 

«Организация жизнедеятельности и воспитания детей с аутизмом» 

    Дети с РАС (расстройством аутистического спектра) нуждаются в общении даже больше, чем их здоровые сверстники. Семьи, в которых появился ребенок, страдающий аутизмом, всегда особенные, так как на всех членов семьи падает большая физическая и психологическая нагрузка. Прежде всего, один взрослый член семьи (чаще всего мама) должна находиться все время с ребенком, чтобы обеспечить ему надлежащий уход и иметь возможность постоянно заниматься его социализацией и развитием. Каковы же правила жизни с ребенком -аутистом? Занятия с ребенком имеющим РАС. Чтобы ребенок, страдающий аутизмом, мог нормально функционировать в обществе, с ним необходимо постоянно заниматься. Программа обучения ребенка должна быть составлена специалистом так, чтобы ребенок мог заниматься тем, что его по-настоящему увлекает и волнует, а родители могли помочь ему справиться с обучением, которое поможет ребенку проявить себя в дальнейшей жизни. Многие аутисты, с которыми упорно занимались в детстве, в дальнейшем стали успешными программистами, художниками, писателями. Четкий режим дня. Чтобы ребенок, страдающий аутизмом, мог нормально чувствовать себя, необходимо составить для него четкий режим дня. Затем присмотреться, сможет ли ребенок следовать этому режиму, и подкорректировать. Необходимо учитывать, что дети - аутисты болезненно воспринимают даже малейшие изменения не только в распорядке дня, но даже в расположении вещей. Поэтому следует свести к минимуму какие - либо изменения в распорядке дня в дальнейшем. Не прерывать занятия. Вся жизнь семьи должна быть подчинена необходимости регулярного проведения занятий с ребенком. Занятия не должны прерываться ни по какой причине, можно немножко сократить, в случае крайней необходимости, но не прерывать. Прогресс достигается тяжелым и постоянным трудом, но регресс происходит быстро. Если есть возможность посещать коррекционную школу, где, помимо специальных занятий с педагогами и психологами, можно общаться с другими малышами и их семьями, – это хорошо, так как дает стимул не только ребенку, но и родителям. Общение с ребенком – аутистом. Как известно, некоторые дети - аутисты не выносят прикосновений, но для развития психики малыша они просто необходимы, поэтому легкий массаж перед сном может помочь. С таким ребенком нужно как можно больше общаться, хотя поведение и отстраненный взгляд может создать у тебя впечатление, что ребенок вовсе не хочет общения. Однако помни, что дети - аутисты нуждаются в общении намного больше, чем здоровые сверстники. Однако следует отметить, что их особенностью является необходимость в периодическом уединении, поэтому иногда необходимо давать ребенку возможность побыть наедине с собой. 

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с аутизмом.

1. Самое важное для родителей - никогда не маскировать диагноз, не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности. 

2. Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции. 

3. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Нужно как можно раньше принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно. 

4. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.


Консультация для родителей детей с РАС 

«Развитие игровых навыков» 

    Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это требует времени, усилий и терпения. Можно предположить, что когда ребенок привыкнет к взрослому, и будет чувствовать себя с ним комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадет, ребенок реже будет обращаться во время занятия к своей стереотипной игре. Но если это все же произошло, не возражайте — возможно, ребенок на занятии получил много новой информации и ему требуется отдых. Параллельно с этой работой ребенку можно предлагать сенсорные игры. Особенности сенсорных игр Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения.                       Ощущения могут быть самыми разнообразными: — зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание): — слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать); — тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком); — двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы); — обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины); Процесс изучения мира ребенком с синдромом детского аутизма проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности. Во-первых, для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками для сюжетноролевых игр; у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр — создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог (или мама) предлагают ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка. Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи: — переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; — возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; — получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; — внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях. Таким образом, проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт. Игры с ритмами Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами можно использовать следующие приемы: — хлопки в ладоши; — топанье ножками; — прыжки в определенном ритме; — проговаривание текстов стихотворений; — пение детских песенок. Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает: — Сопровождение текста движениями; — Воспроизведение сюжета с помощью игрушек; — Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки). При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь. 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ для детей с РАС 

«Твоя ладошка, моя ладошка»

 Цель: формирование эмоционального контакта. Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка...» «Ладушки» Цель: формирование эмоционального контакта. Взрослый садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки...» Если ребенок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру. 

«Мы на лодочке плывем» 

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывем, тихо песенку поем: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля» - покачнулись ты и я... 

«Покатаем мячик» 

Цель: формирование эмоционального контакта. Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком. 

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!» 

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

 «Бумажный листопад (снегопад)»

 Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги (отщипывать кусочки ваты), затем подбрасывать их вверх (либо раздувать) со словами: «Листики (снежинки) кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев (снега)».

 «Мой кубик, твой кубик...» 

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания. Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д. 

«Кто сильнее подует?» 

Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания. Взрослый привлекает (побуждает) ребенка (детей) к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики рассыпались. 

«Снежки»

Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации. Взрослый побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, или кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать ребенка складывать «снежки» в коробку. 

«Молоточек» 

Цель: формирование положительных эмоций, формирование способности к подражанию, развитие ручной координации. Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение: Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздается громкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для ребят.

 «Занавесочка». 

Цель: формировать произвольный выдох. Ребенок дует на бахрому, выполненную из бумаги. Предлагаемая инструкция «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка). 

«Колокольчик» 

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику). На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку). 


Рекомендации родителям по формированию коммуникативных навыков детей с умеренной степенью умственной отсталости. 

 Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть". 

 Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь". 

 В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику. 

 Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. 

 Для преодоления конфликтности в отношениях детей, в беседах с ребенком, чаще обсуждайте события, произошедшие с ним за день. Поинтересуйтесь, как в этот день развивались его отношения с детьми? Обсудите, какие конфликты и по чьей вине возникли, чем закончились.

  Побуждайте его к оцениванию своих и чужих действий и поступков, при этом акцентируйте внимание ребенка на том, кто из детей правильно вел себя в сложившейся ситуации. 

 Учите детей называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к сверстникам по имени. 

 Используйте в речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать. 

 Покажите свое неодобрение, если ребенок повысил голос в разговоре, настаивая на своем. Не пускайтесь в длительные споры с ребенком, спокойно скажите, что не измените своего решения, если чувствуете в этом необходимость. 

 Учите ребенка уступать детям и взрослым, проявлять внимание, предлагать свою помощь. Для этого отмечайте похвалой те случаи, когда ребенок уступил, проявил великодушие, помог по собственной инициативе. 

 Учите внимательному отношению к окружающим: замечать настроение, проявлять сочувствие. 

 Познакомьте ребенка с такими правилами общения как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого. Следите за их выполнением.

  Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

  Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.


Игра, как помощь в развитии умственно отсталого ребенка. 

    Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр. Игру с детьми, отстающими в развитии, родителям и взрослым, воспитывающим их, следует рассматривать не как забаву, а как терапевтическую процедуру, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей приходится учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Однако с каким бы ребенком не проводилась игра: малышом или старшим дошкольником, очень отстающим в развитии или не очень, — непременным условием игры должно быть создание у ребенка радостного чувства, которое поддерживается взрослым, ставшим равным и активным ее участником. Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся для этого ситуации, так и в специально отведенное время.

    О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку. Какую выбрать игрушку? Выбирая игрушки, родители, прежде всего, должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка. Не следует очень маленьким детям, тем более ребенку, отстающему в развитии, предлагать слишком сложную игрушку. Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке). Как учить играть и какую игру выбрать? Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т. е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрение малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом. Если ребенок совсем не умеет играть, необходимо начать с обучения его простейшим действиям с игрушкой, привлекшей внимание. Взрослый предлагает, например, вместе покатать в коляске куклу или мишку, вместе с ребенком кормит или поит куклу, мишку или зайчика, укладывает спать, накрывает одеялом и т. п. В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок. По несколько раз называет хорошо знакомые ребенку игрушки и то, что с ними происходит. Совершая совместные игровые действия, взрослый обращает внимание ребенка на последовательность производимых действий, например: «Сначала куклу (называет имя куклы) мы искупаем, а потом вытрем. Вытри ее полотенцем. Вот так, хорошо. А теперь положим куклу спать» и т. д. Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками и предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое к детской игре. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию.